Комплекс высококачественного сканирования

Максимальное качество и производительность оцифровки

Большой проект Московского музея-заповедника

Большой проект Московского музея-заповедника

В Московском государственном объединенном музее-заповеднике завершен проект по переводу в электронный вид коллекций фондов «Археология», «Фото-фоно-видео фонд», «Древнерусская живопись» и предметов декоративно-прикладного искусства.

Цифровыми копиями экспонатов наполнят информационно-аналитическую систему «КАМИС», что позволит усовершенствовать процессы учета и хранения фондов. «Кроме того, электронные образы предметов появятся на портале Московского государственного объединенного музея-заповедника в разделе „Коллекции“, — говорит главный хранитель музея Ольга Полякова. — Копии будут использоваться для наполнения Госкаталога музейного фонда РФ, при подготовке печатных изданий и в рамках экспозиционной деятельности учреждения».

Предметы археологии, которые относятся к различным периодам истории, перевели в цифровой формат с помощью технологии фотофиксации. Профессиональная съемка 500 экспонатов со всех ракурсов позволила в полной мере передать их характерные особенности.

В составе «Фото-фоно-видео фонд» музея-заповедника — редкие и ценные фотографии конца XIX-начала XX века, альбомы фотографий, черно-белые негативы 1920-1930-х годов, диапозитивы начала XX столетия, а также современные пленочные цветные негативы, слайды и другие материалы. Более 3 000 негативов были отсканированы на специализированном оборудовании, а 3000 фотографий переведены в электронный вид на планетарном сканере ЭЛАР ПланСкан серии «С».

Коллекция древнерусской живописи Московского государственного объединенного музея-заповедника содержит уникальное собрание русских икон XVI-XX веков. В ходе проекта было переведено в цифровой формат 290 экспонатов. Молельные образы цифровались на комплексе высококачественного сканирования марки «ЭЛАР ПауэрСкан». «Для некоторых экспонатов, например, икон с золочением, чеканкой, гравировкой была применена более сложная технология, — рассказывает руководитель проекта производственного управления корпорации ЭЛАР Юлия Царева. — Такие иконы сканировались полностью, а также в режиме макросъемки деталей. Затем, в процессе обработки полученных электронных образов, создавался фотоколлаж. В результате получалось цифровое изображение полностью аутентичное оригиналу».

В рамках проекта с помощью фотомашины ОРТЕРИ проведена 3D-съемка двух объемных предметов из фонда «Декоративно-прикладное искусство». Оцифрованы «Часы механические с птицами» конца XVIII века и уникальный памятник работы холмогорского мастера конца XVIII — начала XIX столетия, знаменитый секретер из «Коломенского». Предмет, размером 73×32×64 см, снабжен откидывающейся крышкой и многими ящичками. Секретер украшен портретами князей и царей российского государства, размещенных по всей его поверхности: на передней и боковых стенках, ящиках, крышке и верхней плоскости над крышкой. Выполненные низким рельефом портреты обрамлены круглыми рамочками в виде лавровых венков, заключенных в квадратные рамы из кости, тонированной в черный цвет. «В результате 3D-фотофиксации секретера мы создали цилиндрический ролик, сняли объект со всех сторон, что называется, в движении. На ролике видно, как выдвигаются все его ящички», — рассказывает Юлия Царева.

Цифровые копии культурных и художественных оригиналов сегодня дают музеям много возможностей. Это и усовершенствование внутренних музейных процессов, и сохранение внешнего облика памятников для будущих поколений, и возможность обеспечить широкий доступ пользователей к уникальным в художественном и историческом значении предметам культуры. Так, отснятые в 3D секретер и часы станут частью большого проекта музея-заповедника — «Ожившие экспонаты». Предметы, которые выставляются в залах музея, будут сопровождаться видеороликами.

10 Декабря 2015

Возврат к списку